какими снастями ловить окуня
Регион Лаппеенранта и Иматра
лодки туристические интернет магазин цены лодка надувная флагман 380
Главная страница>Активный отдых>Рыбалка

рыболов на славянском мире

Кочевникам Заполярья — Ненцы

За возведение домов отвечают женщины Ненцы проживают в тундрах от Кольского полуострова до Таймыра вдоль берега Северного Ледовитого океана, ведут кочевой образ жизни — переезжают с пастбища на пастбище.

  • Купить gps навигатор в хабаровске для рыбалки
  • Как играть спинингом
  • Рыбак мелководная
  • Ленок на ангаре чем ловить
  • Их дети играют клювами убитых птиц Традиционная ненецкая кукла называется нухуко. Их дети очень рано взрослеют Ненцы, живущие традиционным укладом, обучают мальчиков готовить упряжь и управлять нартами уже с четырех-пяти лет. Они едят рога Летом у оленей отрастают молодые, покрытые мехом рога. Они отмечают день рождения раз в жизни Подарок ко дню рождения ненец получает всего однажды: Они не обижают землю и воду С искоренением шаманизма в советские времена ненцы утратили многие обряды и цельность исконной языческой веры, поскольку их культура всегда передавалась исключительно устно — от старшего поколения и шаманов. Супруга им выбирают родители Ненцы женятся в 18—20 лет, и суженых им скрупулезно выбирают родители.

    как ловят оленей ненцы

    Нам с Сашей Сориным удалось более 5 часов наблюдать за этим процессом даже участвовать в нем. Можно было и дольше, но через 5 часов мы уже падали от усталости — бегать по сугробам, проваливаясь в них по пояс, довольно утомительно. В чуме градусов, даже в зимнем спальнике и термобелье зябко. Тело, которое всю ночь жалось ко мне и смущало меня своими прикосновениями, слава богу, оказалось телом собаки. Пока дежурный топит буржуйку, делаю над собой усилие, выпрыгиваю из спальника, резко одеваюсь и бегу на улицу в туалет. На улице и 20, ветер и и красота. Сани ставят на бок для того, чтобы на них не залазили. Попив чаю, садимся на снегоходы и едем около 15 км к месту встречи двух бригад, там где стоит смешанное стадо. Подтягиваются оленеводы из другого чума — на снегоходах и санях. Над стадом стоит облако дыхания оленей. Внутри стада обычно на а иногда и более градусов теплее, чем на улице. Что у вас тут вкусненького? Бык интересуется содержанием саней. Олени очень любят соль, стоит просыпать щепотку, обязательно попытаются слизать. Начинаем перегонять стадо на более удобную позицию — большое поле, ограниченное с двух сторон изгибом реки и, соответственно, оврагом с высокими деревьями и глубоким снегом. Я потерянно бродил между чумами. Впечатления оглушили меня, и я уже не фотографировал все подряд, оставляя лучший кадр на потом. Сейчас об этом жалею. Надо мной и проводником дружелюбно подсмеивались. Предлагали найти в соседнем стойбище невесту и ставить свой чум. Вертолеты стрекотали далеко на горизонте, однако они не подозревали о нашем существовании. На седьмой день мы решили самостоятельно пробираться к побережью. Смущали, правда, волки и стаи брошенных геологами собак, но нам хотелось верить, что они минуют нас. Мы смотрели на горизонт, а нам объясняли дорогу: Это не вышка, а мираж — вышка еще дальше. Кто-то уже запрягал нарты, чтобы немного подвезти нас, кто-то нес продукты. И вдруг мы услышали приближающийся стрекот вертолета. Незаметная на горизонте точка приближалась, увеличиваясь в размерах и приобретая форму вертолета. Они прилетели договориться о заготовке оленьих пантов и отдать давно обещанные товары. Кооператоры согласились сделать громадный крюк и отвезти нас на мыс Харасавэй. Вертолет мягко приподнялся и стал быстро набирать высоту. Под нами по рыжей бесконечной тундре бежали оленьи упряжки. Перейти к содержанию Лопухи в поисках адреналина. Впечатлений, как здоровья и денег, не бывает слишком много! Оленина — зимняя еда. Практически никогда не употребляют в пищу мясо ездовых оленей, так как оно нежирное и жилистое. Также не едят и мясо больных оленей, особенно в тех случаях, когда неизвестно, от чего заболело животное. Поскольку в прежние времена соли у лесных ненцев не было, мясо и рыбу впрок не солили, а вялили, коптили и сушили. Наиболее лакомым блюдом у лесных ненцев является мясо только что убитого оленя.

    Сырое мясо едят прямо около туши, запивая оленьей кровью, которая повышает уровень гемоглобина в крови. Костный мозг, извлеченный из трубчатых костей конечностей, едят сразу же в сыром либо позднее в замороженном виде. Летом основной пищей являются рыба и дичь. Мясо диких гусей и уток обладает полезными питательными свойствами. Самыми вкусными считаются гусиные окорочка. Женщинам запрещено есть ту часть тушки, в которой находятся сердце и легкие. По поверью, этим они могут навлечь на себя болезни. Если дичи оказывается много, ее коптят и сохраняют на более долгий срок. Кроме того, собирают и едят яйца птиц. Лесные ненцы придерживаются строгих правил: Осенью охотятся на боровую дичь: Многие исследователи отмечают, что употребление рыбы и рыбных продуктов является одной из причин спокойного, доброжелательного нрава северян. Учеными доказано, что витамин D и ненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в рыбьем жире, напрямую влияют на настроение человека, а их нехватка ведет к депрессии. Кроме того, рыбий жир содержит физиологически важные микроэлементы: Свежая рыба в больших количествах ценится как средство для укрепления организма. Рыбу также вялят, сушат, коптят, готовят рыбную муку. Зимой лучшим лакомством является строганина из замороженной рыбы или оленины. Едят строганину руками, макая в соль или в оленью кровь. Из парной рыбы — пластов без шкурки, снятых с костей — готовят согудай. Оленя душили и в последний момент перед издыханием закалывали ножом в сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток, и все несколько раз кланялись в этом же направлении. Посвящали Нуму и живых оленей. Это был тоже олень белой масти, никогда прежде не ходивший в упряжке. На его боку вырезали тамгу Нума - три полуокружности, с отходящими из центра вниз тремя полосками. После этого посвященного оленя нигде не использовали и даже избегали прикасаться к нему, хотя он и оставался в стаде. По поверьям, от Нума зависели погода и природные явления - снег, дождь, молния. Более прочно сохранились культы духов-хозяев: От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве. Их расположения ненцы тоже добивались жертвоприношениями. Как воспоминание о далеком прошлом на Ямале сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды.

    Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. Если во время лова в воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Перед пересечением Оби, во время перекочёвок, хозяину реки приносили в жертву оленя, а его рога вешали на лиственницу, считавшуюся священным деревом. Во время промысла в море, если поднимались волны, в воду бросали ружьё, стараясь умилостивить хозяина моря. Большим почтением пользовались духи Я ерв - хозяин земли и Я ерв не - хозяйка земли. Это добрые духи, они давали ягель, травы, кустарники. Под землей, считалось, жил дух Нга: Еще три локальные группы проживают в Ханты-Мансийском автономном округе: Нумто на границе Белоярского района с Надымским районом ЯНАО, в районе п. Сытомино Сургутского района и в районе п. Самоназвание лесных ненцев нещанг — люди. В научной литературе они известны под названием пян хасово — лесные люди. По официальной классификации лесные ненцы считаются одной из двух этнографических групп ненецкого этноса, хотя имеются основания для выделения их в отдельный народ. Переписью года в отдельную графу они не выделялись. По оценочным данным всего лесных ненцев насчитывается около человек. Представители этой группы говорят на языке официально — лесном диалекте ненецкого языка , относящемся к самодийской ветви уральской языковой семьи. В языке различают пуровский на котором говорит около половины всех лесных ненцев , ляминский и нялинский говоры. До недавнего времени лесные ненцы не имели собственной письменности. До этого обучение в национальных школах шло на русском языке, а в качестве родного преподавался язык тундровых ненцев. Отличия языков лесных и тундровых ненцев можно сравнить с отличиями в русском и украинском или в поволжско-татарском и сибирско-татарском языках. В области морфологии и лексики отличия настолько значительны, что затрудняют взаимное понимание между лесными и тундровыми ненцами. С фонетической точки зрения язык лесных ненцев ближе к селькупскому языку [74]. Лесные ненцы, учившие в школе язык тундровых ненцев, немного понимают их речь, когда те говорят медленно. Лесные ненцы отличаются от тундровых и по образу жизни. Многие из них ближе к таежным жителям — хантам и селькупам, главным в хозяйстве которых является не оленеводство, а рыболовство и охота. Однако типы жилища оленеводов, нарт, оленьей упряжи, способы ловли оленей сходны с тундровыми. Один из ненцев рассказывал: Это подтверждается рисунками из летописей. Возможно, такая нарта появилась в подражание собачьей нарте подобной конструкции. У аборигенного досамодийского населения собаководство было развито довольно широко. Об этом говорят как данные археологии, так и многие письменные источники. Можно отметить, что содержание большого числа собак, необходимых для упряжек, возможно только в рамках развитой pыболовецкой или промыслово-морской культуры.

    У них есть шанс заготовить большое количество корма для собак. В тундре пищевых ресурсов для них недостаточно. В транспортных целях оленя почти не использовали. С осени до весны ходил, и с весны до осени. Поскольку пришельцы-самодийцы были, видимо, слишком многочисленны для тундровых экологических условий, поголовье дикого оленя стало постепенно сокращаться. Соответственно для поддержания жизни людей увеличивалось стадо домашних оленей, их использовали в качестве упряжного животного. Это произошло, возможно, под влиянием бытовавшего у аборигенов упряжного собаководства. Некоторое время собачьи и оленьи упряжки сосуществовали друг с другом. Ассимиляция аборигенов и дальнейшее сокращение поголовья дикого оленя привели к тому, что домашний олень стал универсальным транспортом и вытеснил собачью упряжку. Соответственно изменилась конструкция нарты, ставшей полезной. Первым шагом стало изготовление подпорок, поддерживающих корпус на цельном полозе. Следующий шаг — раздвоение полоза и превращение подпорок в копылья. Такая нарта была не только устойчивее, но и легче кережки. Первые двух полозные нарты были прямо копыльными. Более развитый тип — косокопыльная нарта, копылья у гаклонены назад, — появился только в XVII вел косокопыльная нарта позволяла использовать в конструкции более тонкие детали, то есть была легко без ущерба для ее прочности. С утверждением крупно табунного оленеводства в XVIII веке косокопыльная нарта повсеместно вытеснила свою предшественницу. К началу XIX века у ненцев закончилось формирование крупнотабунного оленеводства. Этот тип хозяйства оказался наиболее приемлемым для тундровых условий, что объясняет сохранение оленеводческого хозяйства вплоть до наших дней, хотя в советский период оно и было оформлено в виде совхозов. В мое отсутствие Юра с Мишей в сентябре на песчаных косах удачно промышляли глухарей. Вначале они из глухаря варили суп, потом стали его есть в тушеном виде, меня же решили угостить котлетами из глухаря. С таким подходом к этой царской птице я еще не встречался и подобных котлет не видел даже в ресторанных меню. Юра занес в дом двух глухарей, разделал их по северной технологии: Остатки вынес в кладовку. Миша мякоть и очищенную головку репчатого лука пропустил через мясорубку. Фарш приготовили обычным способом — тщательно перемешали с солью и перцем. Котлеты жарили на сковородке с растительным маслом. Запах разносился чудесный, в нем был аромат дичи и тайги. На гарнир были отварены макароны. Рыбак, охотник, водитель любой техники, он был еще и классный повар. Из самых обычных продуктов мог приготовить редкостное блюдо. В октябре, во время очередного моего пребывания на Туручедо, Борис Степанович добыл пару зайцев. Отработанными движениями снял с них шкурки, выпотрошил, срезанную с тушек мякоть положил вымачивать в холодную воду, а остатки вынес в кладовку со словами: Мякоть вымачивалась в течение 5—6 часов.

    За это время Борис Степанович несколько раз менял воду. Затем приготовленную зайчатину и две головки репчатого лука пропустил через мясорубку, в полученный фарш добавил кусок размоченного в воде белого хлеба, соль и молотый черный перец, тщательно перемешал. Из полученного фарша сформировал котлеты, в каждую внутрь положил по кусочку сливочного масла. На разогретой сковородке растопил жир и обжарил на нем с двух сторон котлеты. Котлеты из зайчатины доставили мне большое удовольствие, что я и выразил их автору. Я находился в оленеводческой бригаде, которую возглавлял хорошо знакомый мне ненец Сейка Вэла. Каждая встреча с этим замечательным оленеводом оставалась в памяти надолго, а то и навсегда, так как он всякий раз рассказывал, показывал, организовывал что-нибудь интересное.

    как ловят оленей ненцы

    Я расположился у него в чуме, и он после завтрака сказал:. Я два дня назад убил крупного лося. Печень и сердце привез, а все остальное оставил на месте добычи. Я раньше таких в наших местах не встречал. Почти целый день потратил, чтобы его ободрать и тушу на части разделить. Сборы заняли около двух часов.

    как ловят оленей ненцы

    Наконец, мы поехали за лосятиной. Наш аргиш состоял из двух легковых и четырех грузовых нарт. Приехав на место, начали погрузку. Лось, действительно, оказался внушительных размеров: Мерзлые части туши погрузили на грузовые нарты, а шкуру Сейка привязал на своей нарте. Обратный путь мне показался длиннее. На следующий день Ари, первая жена Сейки, сняла с головы лося шкуру, отделила верхнюю и нижнюю губы, долго их опаливала и скребла, пока они не стали совсем гладкими, без единого волоска. Потом промыла, положила в котел, посолила, залила водой и варила более двух часов. Минут за 10—15 до окончания варки бросила в котел 3—4 лавровых листа. Мне было интересно наблюдать за действиями хозяйки очага. Сваренные губы она слегка охладила, разрезала на продолговатые кусочки и обжарила на оленьем сале на сковороде с высокими краями до образования румяной корочки. Пока она заканчивала приготовление блюда, вторая жена Сейки, Лена, поставила стол, выложила хлеб, сахар, расставила чашки для чая. Мы с Сейкой сели за стол на свои места. Ари поставила сковородку с едой на стол. Кушанье оказалось великолепным, со специфическим вкусом. Спасибо охотнику и хозяйке очага, — констатировал я. Мы чаще только отвариваем и едим в горячем или холодном виде, — сказал Сейка. Роман Ялогир — мой давний друг. Познакомился я с ним, когда он работал пастухом в оленеводческой бригаде, где бригадиром был Михаил Оегир.

    как ловят оленей ненцы

    Однажды в конце зимы в бригаде произошел несчастный случай: Семен умер, а Роман долго болел, но остался жив. В бригаду он не вернулся, а стал работать профессиональным охотником. Свою базу он организовал на реке Таймуре, левом притоке Нижней Тунгуски. Будучи в командировке в Эвенкийском автономном округе, я выбрался на место промысла Романа, он был рад нашей встрече.

    Как поймать 200 оленей в чистом поле и ни одного не убить (фото и видео)

    Устроили крепкое застолье с таежной закуской. У железной печки и стола хлопотала жена Романа, дочка моего проводника, Люба Чапогир. Хозяин интересовался моей жизнью, уточнял, где я побывал в Эвенкии. Меня интересовала жизнь таежника, его наблюдения над поведением зверей, птиц тайги. Перед тем, как лечь спать, Роман сказал:. Медвежатиной я тебя угощал, а лапы медвежьи ел? Действительно, на следующий день хозяин принес с лабаза две медвежьи лапы. Они были без шкуры, но с когтями. Роман удалил когти, долго опаливал и чистил лапы, потом разделил на две половины и передал жене. Та их долго мыла со щеткой, части лап посолила, поставила на печку большую сковородку с высокими бортами, растопила на ней олений жир и положила туда приготовленные части медвежьих лап. Поджаривала их довольно долго, периодически переворачивая. Обжаренные куски Люба сложила в большую миску и подала на стол. В тайге магазина нет, поэтому уж будем есть без соуса. Отрезал от лапы кусок и съел. Роман и Люба смотрели на меня, ожидая моей реакции. Перо удаляется вместе с кожей, птиц потрошат. Отделяют печень, сердце, желудок. Пимы привязываются с помощью специальных ремешков к кольцам на поясе меховых штанов, и, кроме того, подвязываются под коленом ремешком или шнурком, плетённым из покупной крашеной шерсти. Обувь ненцы очень берегут, каждая пара обуви имеет даже своё имя. Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается ненцами как символ чистоты. Магическое значение состоит в том, что ненцы считают, что неподпоясанными ходят только ленивые, неряшливые люди, бездельники. Пояс мужской Ни — важный атрибут национальной ненецкой мужской одежды, главной функцией которого является подпоясывание одежды, а при необходимости он удлиняет или укорачивает малицу.

    Ненцы

    Кроме того, пояс даёт чувство собранности и в то же время лёгкости. Если мужчина подпоясался — значит его ждут дела, он готов к любой работе. И в течение всего дня он не будет снимать пояса. В тундре редко можно увидеть мужчину без пояса. Пожалуй, только во время еды. И то пояс лежит рядом. Пояс — символ достоинства мужчины, поэтому при его изготовлении мастер старается украсить его как можно богаче. С давних пор материалом для изготовления поясов служила кожа морских животных, сейчас применяют оленью кожу. Оленья шкура не намокает и не разбухает, она не тянется и не пересыхает. В качестве украшений используется сукно, медные бляхи различной формы, металлические пуговицы в два или несколько рядов. На поясе не должно быть ничего лишнего, только всё самое необходимое в быту и работе. Это своего рода походный мини-чемоданчик для инструментов. Нож с ножнами — главный атрибут мужского пояса. Он подвешивается либо на ремешках, либо на цепочках. Встречаются пояса, у которых нож с ножнами подвешен на небольших фигурных пластинках из рога оленя, соединённых между собой кожаными тонкими ремешками. Изредка встречаются пояса с двумя подвешенными ножнами и ножами. Нож имеется у каждого взрослого члена семьи, им он пользуется во время еды. Нож внешне напоминает прямую узкую металлическую полоску, заточенную с правой стороны. Рукоятку ножей делают из кости, рога оленей или дерева капа , которому отдаётся предпочтение, потому что нож с деревянной рукояткой легче, не морозит руку во время холодов и надёжнее крепится в ножнах. Из этих же материалов изготавливают ножны, которые обычно имеют прямоугольную форму. Нижняя часть их плоская, в сечении напоминает вытянутую трапецию с полостью для клинка. Верхняя половина ножен расширена, в сечении — эллипсовидная. Здесь расположена планка для укрепления завязок. Тут же сквозное отверстие для рукоятки ножа. Рукоятку и ножны украшают геометрическими орнаментами, композициями из искусно вырезанных фигур. Нож привешиваться, как правило, с правой стороны пояса. Когда нож находится с правой стороны — это очень удобно хозяину. Если нож будет с левой стороны, то при езде на нарте будет касаться хорея или им можно зацепиться за дерево.

    Рукоятка ножа направлена назад.

    10 национальных особенностей ненцев, которые нам не понять

    Так быстрее и удобнее доставать нож. В середине пояса свисают клыки зверей, добытых мужчиной. Им отводится роль оберега от злых духов по-видимому, духов умерших. Также считают, что медвежий клык предохраняет от болей в спине и приносит удачу в охоте, а волчий оберегает стадо оленей от хищников и болезней. Иногда мужчины подшивают к поясу костяное шило оно необходимо при подготовке упряжки, так как без него невозможно развязать ни один узел на упряжи, особенно в сырую или морозную погоду , деревянные палочки с зарубками — своеобразные записные книжки. Они бывают разнообразной формы. Сделанные на ней зарубки говорят о том, сколько отелилось важенок во время дежурства оленевода. После отчёта зарубки срезаются. С правой стороны пояса располагается точильный камень для заточки ножа в нарядном кожаном чехле, похожем на сумочку для хранения женских рукодельных принадлежностей, только меньших размеров и к его устью пришита суконная или кожаная петля для насаживания на пояс. Лицевая сторона сумочки для точильного камня украшается меховым или суконным орнаментом, а окантовка выполнена из белого оленьего камуса. Этот мешочек с точильным камнем постоянно под рукой, а значит и лезвие ножа всегда в отличном состоянии. Кроме того, бытует поверье, что этот мешочек олицетворяет мужскую селезёнку и всегда должен быть полным, иначе хозяин может заболеть. На поясе находится место и для мешочка, в котором хранятся трубка и огниво, а прежде укреплялась ещё и пороховница. На мужском поясе находится место и для костяных изделий, например, пуговиц и ровдуги, которые в любой момент могут пригодиться оленеводу в пути. Костяные украшения крепятся с помощью узкого ремешка, который закрепляется с внутренней стороны пояса. Количество украшений на поясе должно быть нечётным, они занимают строго определённое место на поясе. На поясе также могут помещаться гильзы от патронов, мелкие костяные детали упряжи, шило и многое другое. Между кожей пояса и костяными украшениями прокладывают сукно с небольшим напуском, что придаёт поясу яркость. Пояс застёгивается спереди при помощи тяжёлой с прорезными узорами медной пряжки, состоящей из двух одинаковых половин. К одной половине припаян плоский крючок, в другой части пряжки находится отверстие к нему. Также в поясе имеется регулировщик уменьшения. Пояс утягивают при помощи двух пясиков и кожаного ремешка. Завязывать традиционный мужской пояс большое искусство, этому учат с малых лет.

    Регион г.Иматра

    imatra@colandr.ru